Посуда Дулево
Ликино-ДулёвоНаходится в Московской области, в 90 км к востоку от Москвы.
Название городу дали два населенных пункта Ликино и Дулево, каждый из которых на столетия старше самого города. Как трактует летопись, появление названий Ликино и Дулево относится к временам правления Ивана Грозного. Но о событиях почти трехсотлетней истории этих мест мало что сохранилось документально. Были ли это деревни или всего лишь какие-то сторожки...Достаточно подробно о жизни и развитии Дулева и Ликино известно с середины XIX века. Именно в это время в небольших до того поселениях появились предприятия, ставшие со временем известными не только в стране, но и за ее пределами.
История[править]
Населенные пункты Ликино и Дулёво, из которых в 1937 году был образован город Ликино-Дулёво, возникли вокруг промышленных предприятий. В 1837 году на пустоши Дулёво близ деревни Ликино Покровского уезда Владимирской губернии разбогатевший крестьянин Т.Я. Кузнецов построил фарфоровый завод. Дешевая рабочая сила, обилие дров и торфа, близость торгового центра России - Москвы создали благоприятные условия для развития предприятия. Неподалёку находилась Гжель - старейший центр русского керамического производства. Из Гжели владелец завода привлекал искусных точильщиков посуды, живописцев. Из близлежащих деревень Язвище, Стенино, Дуброво, Глебово и других рекрутировались рабочие иных, менее квалифицированных профессий. Жили рабочие в казармах, часть - в собственных домах, одиночки - в спальнях-бараках с нарами в два этажа. Долгое время в Дулёве не имелось школы, и лишь немногие дети учились в Спас-Преображенском монастыре, в 15 км. от завода. В 1887 году в поселке открылось двухклассное училище. Дулёвский завод быстро расширялся, и накануне крестьянской реформы на нем изготавливалось фарфоровых и фаянсрвых изделий на 90 тыс. руб. при 860 рабочих. В первые годы исходное сырье, равно как и готовый товар, привозилось и отправлялось гужевым транспортом через Москву. После проведения Нижегородской железной дороги, и особенно соединительной ветки между станциями Орехово и Куровская, прошедшей через Дулёво, завод оказался на железнодорожной магистрали, что дало ему большие преимущества перед...