Русский фарфор. Гжель.. Обсуждение на LiveInternet - Российский

Русский Фарфор

Фарфоровая Посуда / Февраль 20, 2018

В основе коллекции русского фарфора и керамики в собрании Государственного Эрмитажа лежат произведения, переданные в 1941 г. из историко-бытового отдела Государственного музея этнографии народов СССР, предметы из фондов дореволюционного Зимнего дворца, а также изделия из собраний известных коллекционеров. Собрание (около 10000 предметов) позволяет проследить основные этапы развития отечественного керамического производства.

Предметы из грубой керамики, в том числе чернолощеные сосуды, характеризуют один из видов керамического искусства до XVIII в., когда производились только гончарные изделия.

Начало выработки русской майолики связывается с именем А.К. Гребенщикова, основавшего мануфактуру в Москве в 1724 г. Сохранившиеся редкие образцы блюд, тарелок и соусников расписаны характерной для этого производства синей краской по эмали слегка голубоватого оттенка.

Среди изделий самобытного искусства Гжели особенно интересны кумганы и квасники с типичными для этих форм дисковидными туловами и скульптурными фигурками, изображающими сценки из народной жизни.

Ядро коллекции русского фарфора составляют произведения Императорского фарфорового завода (1744-1917). Гордость собрания - чаша с рельефной виноградной лозой (1749) с клеймом первооткрывателя русского фарфора Д.И. Виноградова. Память о первом русском сервизе сохраняется в предметах так называемого Собственного столового и десертного сервиза императрицы Елизаветы Петровны (1759-1762).

Во время правления Екатерины II модельмейстером Ж.-Д. Рашеттом были созданы как отдельные аллегорические фигуры и портреты, так и скульптурные группы, вошедшие в состав больших парадных сервизов: Арабескового (1784), Яхтинского (1785-1787) и Кабинетского (1793-1801). Технологическим достижением мануфактуры стали и классицистические екатерининские вазы.

Почетное место среди изделий времени правления Павла I занимают предметы из Юсуповского столового и десертного сервиза, поднесенного управляющим Императорским заводом князем Н.Б. Юсуповым императору на Рождество в 1798 г.

"Визитной карточкой" фарфоровой скульптуры эпохи Александра I стали знаменитые "Водонос" и "Водоноска", исполненные около 1817 г. по моделям С.С. Пименова.

В период царствования Николая I Императорский фарфоровый завод доводит до совершенства технический и художественный уровень своих изделий. Величественная ваза "Россия" (1828) с портретом Александра I была создана к 15-летию победы в войне с Наполеоном. По контрасту с этой монументальной работой почти осязаемыми кажутся живописные цветы, птицы и насекомые на фарфоровой столешнице "Бразильская флора" (1850), исполненные мастером "цветошной" росписи Ф.И. Красовским.

Источник: www.hermitagemuseum.org