Деревянная Посуда Виды
Дерево использовали для изготовления посуды с незапамятных времен. Собственно, до деревянной посуды, поначалу «корявой», грубо выдолбленной или кое-как сделанной из коры, вообще никакой посуды не было. Люди как-то обходились без нее. А потом надоело, и постепенно в обиход начали входить разные деревянные плошки. Известен, правда, период в «посудной истории Руси», когда на княжеских пирах блюда клали прямо на деревянный стол, в котором были предусмотрены специальные углубления. Таким образом, сам стол и являлся посудой. Со временем от этой порочной практики отказались. Постепенно люди стали придавать значение не только функции посуды, но и ее внешнему виду. В процессе различных археологических раскопок были найдены образцы деревянной утвари, относящиеся примерно к VIII веку. На ней сохранилась декоративная резьба и некоторые другие «украшательства».
Вообще, на Руси посуду делали из древесины лиственных пород. Способов изготовления было несколько. Деревянные изделия делились на долбленые или резаные, точеные, бондарные и собранные из клепок с помощью обручей. Главенствовала бондарная посуда. Во всяком случае, изделия мастеров-бондарей пользовались наибольшим спросом. Да и ассортимент бондарной посуды был широк и включал себя как мелкие предметы (чашки, стаканы и т.д.), так и утварь более крупную (лохани, ведра, кадки, бочки).
Наиболее «популярной» деревянной посудой были ушаты. Их использовали преимущественно для переноски воды. Однако годились они и для хранения продуктов (вина, масла и других). Древние ушаты были цилиндрической формы и отличались очень хорошей устойчивостью. В основном их делали из осины или березы.
Об ушате складывали загадки: «Головы нет у туши, зато есть уши» или «Лес в обрез, а пара деревьев всех выше». Все это о нем, о деревянном ушате. Ведь он обладал характерной внешностью – над стенками ушата всегда возвышались «ушки», - клепки с отверстиями.
Да что там загадки! Ушат был настолько люб нашим предкам, что его даже увековечили в достаточно известной лубочной картинке, датированной семнадцатым веком. «Как мыши кота хоронили» - таково ее незатейливое название. На ней изображены веселые мыши, которые хоронят своего злейшего врага – кота. Праздник в разгаре. Одна мышь – музыкант, она играет на волынке (странно, что не на балалайке), другая на свирели, третья несет короб с пирогами, четвертая бьет в бубен, а еще двое мышей «несут ушат доброго питья» (на картинке так и написано). По-видимому, в ушате медовуха или пиво – праздник как-никак.