Виды Клейма на Посуде
МАРОЧНИК
Искусствоведы и коллекционеры знают сколько мучительных раздумий отнимает атрибутирование керамических изделий, как много на артрынке блуждает безродной продукции, а то и подделок (фальшаков). Поэтому знание известных марок керамических изделий выбранной тематики является обязательным для коллекционера.
Марки на русском фарфоре стали применяться с 1745 г., когда саксонский мастер К.Х.Гунгер, приглашенный в 1744 г. в Петербург на императорскую службу “для делания голландской посуды, також и чистаго фарфора”, распорядился сделать на первой пробной чашке Императорского фарфорового завода (ИФЗ) надпись о времени и месте её изготовления. Вскоре, в 1748 г., удаленный от должности за профнепригодность, Гунгер, тем не менее, остался в истории русского фарфора хотя бы в таком качестве.
Марка на керамическом изделии в своем понятии несет определенный объем выходных данных изделия и является своего рода гарантией качества его, определяя в то же время репутацию производителя. Не зря в истории имели место такие случаи, когда, как например, М.С.Кузнецов для своего производства приобретал право на использование марки Гарднера.
Марки бывают двух видов: надглазурные и подглазурные.
Выполняют марки, как правило: выдавливанием монограммы, аббревиатуры, надписи или рисунка пуансоном по сырой массе (“в тесте”); оттиском марки штампиком и, наконец, надписыванием (прорисовкой) марки вручную.
Подглазурные марки выдавливают, делают оттиск или надпись вручную на сыром изделии до нанесения глазури (поливы). Надглазурные марки выполняются после декорирования изделия и проходят вместе с последним лишь муфельный (закрепляющий) обжиг.
Кроме марок на основания изделий или на внешние поверхности их часто наносят клейма, даты, надписи, символы, значки, включающие имена художников, мастеров росписи, редко мастеров-форматоров (модельщиков), другую информацию. Особенно часто подобные пометки наносятся на изделия мелкой пластики.